В нашем повествовании, описывая события 160-летней давности, в те времена, когда в Енисейской губернии использование речного транспорта постепенно выходило на новый технический уровень, слово «первый» будет упоминаться не раз.
В летописи А.И. Кытманова есть описание самого первого рейса в 1863 году, первой на Енисее частной пароходной компании, образованной в городе Енисейске в 1861 году. Главным учредителем данной компании стал потомственный и степенный гражданин Алексей Софронович Баландин. Компания делилась на 8 частей, из которых Баландин имел 2 пая, остальные компаньоны по одному: купцы первой гильдии братья Кытмановы Игнатий и Александр, второй гильдии Сергей и Алексей Калашниковы, и купеческие сыновья Ефим и Алексей Грязновы. Первый пароход по Енисею отправился 20 мая из Енисейска до села Усть-Кемского. В этом рейсе участвовало 100 человек публики, кто были эти люди достоверно неизвестно. Известно, что пароход «Енисей» преодолел 12 километров по течению за 39 минут, а обратно против течения за 1 час 40 минут. Уже 31 мая пароход совершил грузоперевозку в низовье Енисея, следовав до Гольчихи. Судно прошло вниз более 2 тыс. верст, сделав 15 остановок у зимовий, станков и стойбищ, а 16 июня пароход вернулся в город с приветственной пушечной пальбой. Компания взялась доставить во все Туруханские магазины собственную муку по 52 копейки за пуд, промышленные товары. Тогда же известный енисейский промышленник М. К. Сидоров подрядил компанию вывезти в Енисейск часть его графита. Последний раз в 1863 году пароход отправлялся в низовье Енисея 29 июля, 19 сентября в Енисейске закончилась его первая недолгая навигация.
Расположенный возле важных водных путей, благодаря положению между реками Кемь и Ангара, представлявшими удобный путь через Обь и Енисей из европейской части России на восток Сибири и Китай, Енисейск становиться центром судоходства и торговли.
Необходимость использования пароходов для увеличения объёмов перевозок товаров по Енисею, была очевидна. С незапамятных времён речные артерии использовались как наиболее удобные традиционные пути движения. До распространения паровых систем на Енисее, местные предприниматели использовали деревянные парусные суда и баржи для доставки и сбыта в городе зерновых и других товаров. При этом объем перевозок оставался низким. Памятная книжка Енисейской губернии от 1863 года свидетельствует: «Несмотря на обилие судоходных рек, торговля в Енисейской губернии, по причине больших затруднений сообщения между городами губернии, разбросанными на огромном расстоянии, а в особенности с отдалённым Туруханским краем, весьма незначительна».
Увеличить торговый оборот с помощью сухопутных дорог, которые соединяли Енисейск с таёжными приисками, для коммерческих целей было рискованно и нецелесообразно, особенно в северном направлении. На дорогах Старонифантьевской, Новонифантьевской, Ермаковской, Рязановской и Лопатинской, весной и осенью гибли десятки и даже сотни лошадей в непролазной грязи — смерть на таежной тропе была привычным делом.
Данный маршрут, пройденный первым пароходом «Енисей», был освоен задолго до создания частной пароходной компании имеющимися судами, но для успешного развития бизнеса было необходимо использовать новые технические достижения в кораблестроении.
Хотя потребность сообщения с помощью пароходов осознавалась большинством, но так как это дело было новым и требовало первоначальной затраты значительных капиталов, то никто не решался на подобное предприятие. Осложняли использование крупных судов на Енисее для осуществления масштабного движения естественные природные преграды – с одной стороны Казачинское пороги, преграждающие путь к югу края, с другой стороны климатические особенности – длительная зима, а значит и короткая навигация. Все возможные риски не могли остановить предпринимателей. С этой целью в 1862 году в Енисейске был заложен первый небольшой деревянный пароход в 60 лошадиных сил, названный «Енисей». Машинно-котельное оборудование и необходимые приборы были выписаны из Перьми с завода Гуллета. Корпус парохода и две баржи, с которыми пароход отправился в свой первый рейс на север 31 мая 1863 г., построил бывший крепостной княгини Трубецкой механик-самоучка Худяков по собственным чертежам. К тому времени талантливый мастер достраивал 14-й пароход.
Позднее был построен второй пароход купцами Ефимовым и Сизовым – «Опыт» – с двигателем мощностью более 20 лошадиных сил. Оба первых парохода арендовал енисейский промышленник М. К. Сидоров. В 1870-х гг. пароходная флотилия на Енисее увеличилась на два парохода: «Николай» и «Александр». Все четыре парохода курсировали в низовьях Енисея. Общий объем их грузоперевозок составлял 130 тыс. пудов.
Несмотря на то, что развитие пароходства в Енисейской губернии значительно отставало по масштабам и формам организации капитала в отрасли по сравнению с соседними губерниями Западной и Восточной Сибири, Енисейск, ставший в далеком прошлом центром освоения Сибири и ремесленного производства, положил начало пароходному строительству, созданию частных компаний по использованию пароходов для пассажирских и грузовых рейсов на Енисее.