Брачные обыски, как пласт письменных источников, характеризующих и иллюстрирующих частную жизнь жителей Енисейска XIX столетия, справедливо вызывает большой интерес у краеведа. Данные документы подшиты в книгу, озаглавленную следующим образом: «Книга, данная из Енисейского Духовного правления Енисейской Успенской церкви священнослужителями для записи брачных обысков». Сам по себе брачный обыск представляет собой, по словам исследователей Н.А. Пакшиной и Л.П. Колесова: «Письменный акт, содержащий определённые сведенья о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака». Сама процедура восходит к Собору 1666-1667 гг., однако единая форма брачного обыска, имеющая хождение по все Российской империи, была сформирована только в 1837 г. Важно отметить, что ценность документов заключается в их довольно развернутом изложении сведений о тех или иных лицах, проходивших и совершавших обряд венчания. И здесь мы наблюдаем следующий пример: «1852 г. апреля 21-го дня по Указу Его Императорского Величества, Томской Епархии (в этот период времени енисейские храмы были приписаны к Томской Епархии, – прим. авт.), Градо-Енисейской Успенской церкви, священнослужители произвели обыск, и оказалось следующее: 1) жених – енисейский мещанин Александр Патракиев, жительствует в городе Енисейске, в приходе сей церкви, исповедания православного. 2) невеста – енисейского III-й гильдии купца Василия Семеновича Елтышева дочь, девица Александра, исповедания православного. Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених двадцати лет, невеста девятнадцати лет. Оба находятся в здравом уме. Жених – холост, невеста – девица».
Приведённый отрывок хорошо демонстрирует нам, что сведения о венчающихся записывались емко, выдерживалась заданная форма записи необходимых сведений. На протяжении своего существования брачные обыски претерпевали эволюцию. Например, согласно указу Синода от 14 июля 1765 г. их существование было больше ориентировано на пресечение оформления незаконных браков, и приказывал будущим супругам объявлять о своем намерении за неделю до обряда. Как пишет исследователь А.В. Спичак: «Данное распоряжение признало обыски законным доказательством брака». Начиная с 17 мая 1802 г., Синод приказал выдавать из консисторий и духовных правлений прошнурованные книги для более качественного хранения актов, особо не ограничивая их во временных рамках. Во многом именно поэтому рассматриваемый нами документ Успенской церкви включает в себя такой большой временной отрезок.
Кроме общих сведений, источник проливает свет на многие аспекты жизни города Енисейска. В частности, следует отметить наличие так называемых «неравных браков», коих в книге можно насчитать не менее десяти. В качестве примера это выглядит так: «1852 г. ноября 2-го дня. Жених – отставной солдат Матвей Андреевич Петров, жительствует в городе Енисейске, в приходе сей церкви, исповедания православного. Невеста – крестьянская дочь девица Евдокия Сергеевна Осипова, исповедания православного. Возраст к супружеству имеют совершенный. Жених – сорока двух лет, а невеста – семнадцати лет». Здесь же уместно сказать, что в формуляре обыска существовал один любопытный пункт, звучавший так: «К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению». В небольшом уездном городе с сильными патриархальными началами, данный пункт – скорее дань формальности. Енисейск дореформенного времени силен как раз своим традиционализмом, пронизывающим все его сословные категории. В любом сословии редко учитывали мнение молодых, чаще всего подбирая пару в рамках «удачной партии».
Отдельно можно отметить институт поручительства, который играл важную роль в процессе создания брачного союза. Представители венчающихся с обеих сторон были обязаны засвидетельствовать в конце формуляра свое присутствие с указанием имени, места проживания и сословной категории: «1853 г. ноября 9-го дня. Жених – енисейский мещанский сын Александр Васильевич Калашников, жительствует в городе Енисейске, в приходе Успенской церкви, вероисповедания православного. Невеста – енисейская мещанская дочь Татьяна Ивановна Кобычева, вероисповедания православного. Поручитель жениха – енисейский III-й гильдии купец Сергей Федорович Калашников. Поручитель при невесте – енисейский мещанин Степан Васильевич Борзецов». В круг поручителей, особенно в реалиях небольшого города, входили либо родственники, либо приближенные к семейству люди, но там не могло быть, за редким исключением, случайных людей.
Любопытно, но довольно большой процент венчающихся в Успенской церкви был представлен людьми, временно проживающими в Енисейске: «1853 г. мая 27-го дня. Жених – Ачинского округа, Назаровской волости, деревни Ершово поселенец Николай Федоров. Жительствует временно в городе Енисейске, в приходе сей церкви, исповедания православного. Невеста – крестьянская дочь Агриппина Викторовна Шестакова». Вообще, активное развитие отрасли золотопромышленности вовлекало в свою орбиту не только жителей Енисейска и Енисейского округа, но и представителей всей губернии. Отсюда и большой приток в город молодых мужчин, включая и поселенцев, нанимаемых на прииски, живущих здесь временно, но при этом не упускавших возможность найти здесь вторую половинку. При этом встречаются случаи, когда и невеста оказывалась иногородней: «1870 г. ноября 11-го дня. По Указу Его Императорского Величества, Енисейской Епархии, Города Енисейска Успенской церкви священнослужители произвели обыск желающих вступить в брак, и оказалось следующее: жених – Томской губернии II-й гильдии купеческий сын Максим Николаевич Оконишников, православного исповедания. Жених жительствует по паспорту в городе Енисейске, в приходе сей Успенской церкви. Невеста – Томской губернии, мариинской II-й гильдии купеческая дочь Анна Семеновна Хромова, православного исповедания, жительствует по паспорту временно в городе Енисейске».
Если обратиться к жизни города Енисейска после сильного пожара 1869 г., то можно обратить внимание на увеличившееся количество обрядов венчания, которое превышает демографические возможности данного прихода. Это, безусловно, связано с гибелью в огне большинства храмов, прихожане которых теперь обращались к услугам Успенской церкви. Чаще всего это были прихожане Троицкой церкви: «1870 г. апреля 19-го дня. Жених – Енисейского округа, Яланской волости, деревни Горской крестьянин Ефим Федорович Елистратов, православного вероисповедания, жительствует в деревне Горской, состоявший в приходе Градо-Енисейской Троицкой церкви. Невеста – Енисейского округа, Анциферовской волости, села Усть-Кемского крестьянская дочь Любовь Михайловна Мечникова, православного вероисповедания, жительствует в приходе Усть-Кемской Спасской церкви.»
Даже в страшный для города год, до и после этого события, не сложно отметить, по крайней мере, два десятка бракосочетаний: «1869 г. января 31-го дня. Жених – Енисейской местной команды унтер-офицер Иван Дмитриевич Ячменев, православного вероисповедания, жительствует в приходе сей церкви. Невеста – отставного унтер-офицера дочь Александра Евграфовна Карпулиева (?) (неразборчиво написано, – прим. авт.), жительствующая в городе Енисейске, православного исповедания». В данном случае привлекает внимание некая внутренняя корпоративность сердечного союза. Так же источник содержит упоминание и о межконфессиональных союзах: «1870 г. ноября 2-го дня. Жених – польский переселенец Енисейского округа, Казачинской волости, деревни Челноково, Михаил Яршукевич (?)(неразборчиво написано, – прим. авт.), лютеранского вероисповедания, местожительствует временно в городе Енисейске. Невеста – тобольская мещанская вдова Александра Степановна (?)(неразборчиво написано, – прим. авт.), православного исповедания, место жительства по паспорту в г. Енисейске, в приходе Воскресенской церкви».
Подводя итог краткого обзора данного источника, необходимо отметить его важность в рассмотрении тех или иных гинекологических переплетений в массе городского населения XIX столетия, а так же роль церкви, как института формирования семьи и семейных традиций.