Новый год и Рождество празднуют по всей земле. Но именно в России эти праздники отмечаются с особым размахом. Подготовка всегда начинается заранее. Праздничная атмосфера чувствуется повсюду. Люди покупают подарки, украшают елки, выбирают самые красивые наряды и продумывают меню.
Традиция отмечать Новый год массовыми гуляниями длиною в несколько дней вовсе не новая – еще в XIX веке сибиряки устраивали масштабные празднества. Дни зимних праздников, от Рождества до Крещения, назывались Святочными. Они делились на собственно святочные дни (от Рождества до Нового года) и «страшные» вечера, продолжавшиеся с Рождества до Крещенского Сочельника.
Главным праздником считалось Рождество. В Сочельник готовили лучшие кушанья, варили пиво с травами и ягодой, пекли различные «прикуски», особо тщательно делали уборку в доме и обязательно мылись в бане. На Рождество было принято всем «гостевать». «Сусед к суседу – ходят на беседу», – поговаривали сибиряки. Также современниками по всем селениям Енисейской губернии отмечалось ежегодное массовое «машкарование» или маскирование – ряжение в различные одежды и маски.
Начало празднованию Нового года 1 января в России положил Петр I. Он велел «повсеместно украшать дома сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками, и в знак веселия поздравлять друг друга». Конечно, Сибирь этот указ не обошел стороной. Традиции и обычаи празднования Нового года в России складывались постепенно, но их мы соблюдаем и поныне.
Сибиряки XIX века в новогодний вечер старались надеть лучшие одежды, ибо «как будешь хорошо одет на Новый год, так и будешь одет круглый год». «Если приготовишь много перемен блюд и вкусных яств, то сытно будешь есть весь год». По поверьям, старались не давать в долг деньги – недостаток будет, но получать деньги от других – к прибыли.
В Новогодние ночи дети и подростки ходили по домам односельчан, «посевали» зерном и пели:
Сею, сею – посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
С малым детушкам…
Посевальщиков, так их называли, так же как и славельщиков, щедро одаривали. Отмечается, что за 2-3 вечера посевальщик мог «заработать» до 5-10 руб.
Молодежь вечерами собиралась на «вечерки» с «игришами», но только до первых петухов — иначе «набежит нечистая сила, шишкуны».
И, конечно, как же без гаданий в святочные дни. Этнограф и сибиревед Алексей Алексеевич Макаренко отмечал любовь сибиряков к этому мистическому занятию: «Накануне, 31 декабря вечером, сибирская деревенская молодежь обоего пола бывает занята ворожбой на излюбленные темы – кто и куда выйдет замуж, кто женится, какую возьмет жену и т.п.».
Форм гаданий в каждом селении было множество: гадали на проруби, на гумне или в бане, с белым конем на «розстанье» дорог, ворожили со свечами и зеркалами, кольцами, водой и др.
Перед ворожбой пели «подблюдные» песни: парни и девушки садятся за стол не более десяти человек, чтобы на каждого пришлось по одной песне. Стол накрывают белой скатертью, каждый из участников, взяв кусок хлеба, кладет его под скатерть перед собою; на поданную тарелку складывают десять колец (требуется хорошо знать свои кольца или класть на них «приметки»). Тарелку закрывают «натуго» платком и поют песню. Перед окончанием ее кто-нибудь из не участвующих в игре, встряхнув тарелку, вынимает сквозь щелочку в платке первое попавшееся кольцо: чьим оно окажется, тот и загадывает на себя. По этой песне узнавали, кто выйдет замуж или женится.
Окончив «подблюдные» песни, приступают к ворожбе. К примеру, гадать могли так: на безымянный палец правой ноги надевают кольцо и окунают ногу в прорубь. Берут две палки, одну кладут поперек проруби, другою – «замыкат» прорубь, поэтому одна палка обозначает «замок», другая – «ключ». Этим ключом поворачивают в проруби три раза «против солнца» и уносят домой, а замок остается на месте. С проруби возвращаются «взапетки», приговаривая: «Суженой-ряженой, приходи ко мне просить ключ от проруби, коня поить, кольцо просить!». Какой молодец придет во сне по ключ, тот и женихом будет. Таким же способом ворожат парни себе невест.
Еще один способ узнать свою судьбу: девушки и парни, собравшись в один кружок, воруют на время «белу кобылу» или коня, выводят на «расстаньё» дорог, завязывают ей глаза мешком, а когда на нее сядет девица или парень, до трех раз кружат и отпускают на свободу: в какую сторону пойдет лошадь, туда девушка выйдет замуж, а парень оттуда возьмет жену.
Накануне Крещенья в Сочельник девушки и женщины могли поворожить «на жизнь»: ложку с водой на ночь клали в сенях к порогу. Если замерзала та вода «бугром», то – жить, а если «с логом» – помереть. Но на подобное гадание решались далеко не все.
В Крещенский вечер вся семья садилась вокруг ведра с водой. Заволнуется вода – все бегут на улицу, «открываются небеса»! Просили, что пожелается, считали, что все загаданное исполнится, а счастливому человеку Бог пошлет особую милость.
В день Крещенья ходили молиться на «ярдань», так называли прорубь, украшенную еловыми веточками и освященную священником. Умывались святой водой, а те, кто «машкаровался» или надевал маску черта, обязательно старались искупаться в проруби. На заре в Крещенье заканчивалось «испытание судьбы», завершались последние гадания.
Вот так широко и весело, с песнями, плясками и гаданиями гуляли в Сибири, собираясь в теплом кругу семьи и друзей, вспоминая все самое лучшее, что было в уходящем году и веря в лучшее будущее.