Колыбель деревянная, сделанная коробом. Нижняя часть округлена. Изголовье тоже округлено и приподнято к верху, приблизительно под углом 135°. Длина от ног к изголовью 68 см, высота 16-20 см. Ширина отверстия составляет 21-27 см. Часть дна и бока колыбели обтянуты шкурами оленя. Украшениями служат нашивки из цветной материи, бисерное шитьё (геометрический орнамент).
К колыбели также пришиты обереги. Белый волос из конского хвоста притягивал добро. Это символ верхнего мира, цвет молока и доброй души, чистосердечия. Это символ богатства, который также ассоциируется с производящей силой.
Принадлежала колыбель семье князя Куркугирского рода Енисейской губернии и уезда р. Катонга Никифору Яковлевичу Арчамку.
👶При появлении в семье младенца, для него в стаде выделялось определённое количество оленей. Считалось, что это собственность ребенка. Весь приплод в дальнейшем тоже принадлежал ему. Уже с одного года ребенка приучали сидеть верхом на олене. Его привязывали специальными дощечками и обкладывали подушками.
Во время перекочёвок эвенки подвешивали колыбель к седлу смирного оленя, а в чуме обычно ставили на землю вблизи костра. В коробку помещали стружки гнилого сухостойного дерева – для впитывания влаги.
Эвенки отличались мягкостью отношений к детям. Они любили всех детей. Каждый взрослый эвенк не мог удержаться от возможности понянчиться с чужим ребенком. Войдя в дом, они приветствовали всех детей за руку так же, как и взрослых. Младенцу теребили щёчки, щекотали за затылком в знак приветствия. Из подручных материалов для малышей эвенки делали игрушки, играли вместе с ними.
✍Крупнейший советский тунгусовед, этнограф, доктор исторических наук Глафира Макарьевна Василевич отмечала: «Беременной запрещалось трогать подвесной крюк для котла, чтобы ребенок не был дураком. После родов запрещалось есть <…> рыбу, чтобы ребенок не был слюнявым, голову тетерева, чтобы ребенок не качал головой, мясо с головы медведя, чтобы ребенок не кусался, мясо гагары, чтобы нос его не походил на гагарий клюв, мясо зайца, чтобы у ребенка не было «заячьих» выпуклых глаз. Ребенку, пока он не говорил, не давали сосать подколенное сухожилие оленя (индыкэн), чтобы колени не болели, и мясо медведя, чтобы не онемел».
👨👩👦Первые представления ребёнка об окружающем мире были связаны с местом рождения, жилищем, оленем и колыбелью. Как и во всем остальном мире, именно семья давала ребенку первую жизненную школу, необходимую для выживания в трудных условиях, готовила взгляд малыша на мир.