Кажется, чего проще – прочитал запись на фотографии и дело с датировкой решено. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
В коллекции Енисейского музея-заповедника имеется альбом «Портреты и виды разных лиц и мест сняты фотографически Алексеем Ивановичем Тарасовым в разное время».
Сегодня мы предлагаем познакомиться с его работами поближе.
На одном из первых в альбоме снимков мы видим золотопромышленницу, енисейскую купчиху Генриетту Федоровну Штерк.
Она была уполномоченной в 1851–1876 годах на приисках, принадлежавших А.И. Тарасову. В святом миропомазании Александра. Скончалась 1 октября 1876 года. Похоронена на Крестовоздвиженском кладбище.
Откуда мы узнали обо всех этих фактах? Господин Тарасов собственноручно подписал фото и поместил его на втором листе своего фотоальбома.
Что же нас здесь настораживает?
То, что перед датой «1860 г.» он написал «с фотографии». Значит, этот снимок был сделан в 1860 году, возможно, самим Тарасовым. Позднее он сделал с него копию, потом аккуратно вырезал и вставил в лист альбома. Только после этого он по контуру овального фото сделал чернилами надпись.
Таким же образом он оформил еще два портрета, на сей раз своих.
На левом фото мы видим Алексея Ивановича, сфотографированного в 1869 году, на правом – 12 марта 1886 года. Причем в первом случае речь идет о более поздней копии раннего снимка, а во втором – собственно фотография, сделанная, скорее всего, непосредственно перед помещением в альбом.
Бывший сотрудник Енисейского краеведческого музея Юрий Ромашков в своей статье «Аркан золотого бога» датировал фотопортрет Генриетты 1878 годом. Но портрет Тарасова (с датой – 1869 год) оставил без изменения. Но в подписи явно читается: «с фотографии», на конце слова нет буквы «р», которая должная быть в слове «сфотографирован».
Поэтому можно согласиться с коллегой в первом случае, вполне реалистичным может быть 1878 год, хотя для такой точной датировки нет никаких данных. Точно ясно, что подписывал он фото после смерти Генриетты в октябре 1876 года.
Но не согласимся во втором случае. Портрет Тарасова 1869 года лишь копия, сделанная позднее. Возможно, что также в 1870-1880 годах. Годы именно в этом промежутке времени можно встретить в альбоме: 1874 и 1878.
И только в одном случае мы видим подпись: «11 марта 1886 года», время фотографирования, которое он помнил с точностью до дня. Таким образом, альбом мог быть оформлен весной 1886 года.
Алексей Иванович, привык, – по выражению Михаила Миндаровского, – бить всегда на оригинальность и поступать казуистически, в случае с фотографиями он также не изменил себе.