23 октября 1937 года ледокольные пароходы советского арктического флота «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» были затерты льдами. В августе 1938 года «Садко» и «Малыгин» были спасены ледоколом «Ермак», а «Седов», получивший повреждения, остался скован льдами. Начавшийся близ Новосибирских островов в море Лаптевых дрейф прошел через весь Центральный арктический бассейн и длился в течение 26 месяцев, до 13 января 1940 года, когда флагманский корабль «И. Сталин» помог «Георгию Седову» освободиться из ледового плена.
Простому ледокольному пароходу удалось повторить маршрут Фритьофа Нансена на «Фраме» и пройти гораздо севернее. Общая длина пути «Седова» за время дрейфа составила 6100 километров. На протяжении всего периода зимовок на борту «Георгия Седова» оставалось 15 человек: капитан, старпом, механики, геофизик и астроном, судовой врач, радист, боцман, машинисты, кочегар.
Капитан К. С. Бадигин писал: «Экипаж «Седова» был составлен из самых различных по характеру и по квалификации людей. Но в нашем коллективе это различие сгладилось. И те, кто обладал солидным арктическим опытом, и те, кто этого опыта не имел вовсе, работали плечом к плечу, не смущаясь неизбежными неудачами, учась на ошибках».
К 1930-м гг. огромные пространства Арктики на востоке и юго-востоке оставались почти неисследованными. В научных кругах давно считали необходимым организацию новой дрейфующей станции, функции которой заключались бы в отслеживании процессов движения льдов. Конечно, для такой экспедиции требовалась постройка специального судна. Решение этих вопросов пришло неожиданно: функции дрейфующей полярной станции принял на себя экипаж ледокольного парохода «Георгий Седов», хоть он и не готовился к выполнению столь трудной задачи.
Пароход, впоследствии названный в честь гидрографа и полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова, был построен в 1908 году на судостроительном заводе в Шотландии. Первое имя парохода – «Беотик» – напоминало об индейском племени острова Нью-Фаундленд. В 1916 году министерство торговли и промышленности России выкупило несколько иностранных пароходов, так «Беотик» оказался в Белом море и стал именоваться «Георгий Седов». В годы Первой мировой войны «Седов» перевозил взрывчатые грузы, прокладывал во льдах путь пароходам. Ледокол «Георгий Седов» участвовал в Карских экспедициях – первых советских арктических экспедициях к устьям рек Обь и Енисей, в плавании к Земле Франца-Иосифа с целью спасения членов итальянской арктической экспедиции. В экспедиции к бухте Тихой «Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных морях. А в 1931 году совершил переход в Черное море – вокруг Европы. Как и другие суда, зазимовавшие среди льдов, «Седов» попал в дрейф случайно и вряд ли мог считаться научно-исследовательской базой.
Не готовился к месяцам жизни в тяжелейших условиях и экипаж, сложившийся стихийно по завершении спасательных работ в 1938 году, об этом писал капитан Константин Сергеевич Бадигин:«Я и Токарев [второй механик] перешли на «Георгий Седов» с «Садко», Ефремов [старший помощник капитана] – тогда же с «Малыгина». Нам пришлось заменить командиров, вывезенных на самолетах. Часть команды была принята осенью 1938 г., когда ледокол «Ермак» пробился к нашему дрейфующему каравану, и «Седов», из-за поломки руля, был вынужден продолжать дрейф в одиночестве. Доукомплектование экипажа происходило в большой спешке: корабли торопились выйти из льдов. Поэтому было крайне трудно отбирать людей для участия в дальнейшем дрейфе».
«В ее составе не было ученых-профессионалов. Кроме Буйницкого – студента Гидрографического института, – все остальные «седовцы» простые советские моряки. Они понимали, что наилучшим маяком при плавании по Северному морскому пути является знание и сделали все, что было в их силах, чтобы этот маяк светил советским полярникам как можно ярче» – писал офицер, океанолог, полярный исследователь Н. Н. Зубов.
Всего за время самостоятельного дрейфа «Седова» – с 1 сентября 1938 г. по 13 января 1940 г. – было выполнено: 415 астрономических наблюдений, показывающих местонахождение судна, 39 измерений глубин, установка 43 глубоководных гидрологических станций, 10 сборов планктонных организмов, 10 измерений элементов морских течений на разных глубинах, на протяжении всего дрейфа велись метеорологические наблюдения. По формулам, полученным в результате дрейфа «Георгия Седова», ученые вычисляли с какой скоростью и в каком направлении движутся льды в любом районе Северного Ледовитого океана. Одним из существенных научных достижений «Седова» является окончательное уничтожение легенды о «Земле Санникова».
О том, как трудились члены экипажа писал и Иван Дмитриевич Папанин: «На борту корабля немного людей, поэтому к выполнению обширной программы научных работ привлечен весь экипаж. Седовцы знают биографию своего корабля и любят его. В труднейших условиях дрейфа им удалось отремонтировать рулевое колесо и вернуть судну управляемость, способность следовать за более мощным ледоколом своим ходом».
Героический дрейф завершился по прошествии более чем двух лет самоотверженной работы. Всем 15 «седовцам» было присвоено звание Героя Советского Союза.
«Не мало было попыток проникнуть в Арктику. Но экспедиций, обогативших науку сведениями о центральной Арктике, до дрейфа «Седова» было только две: экспедиция Нансена 1893–1896 гг. и экспедиция И. Д. Папанина, П. П. Ширшова, Э. Т. Кренкеля и Е. К. Федорова на дрейфующем ледяном поле 1937–1938 гг. Отныне к таким славным экспедициям с полным правом будет отнесен дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов»».
Список литературы:
1. Бадигин К. С. На корабле «Георгий Седов» через Ледовитый океан: Записки капитана / Москва : Изд-во Главсевморпути, 1940 (Москва). — 608 с.
2. Двадцать семь месяцев на дрейфующем корабле «Георгий Седов»: [Сборник]. — Москва : Изд-во Главсевморпути, 1940 (Москва). — 352 с.