Икона Богоматери «Утоли моя печали» в шитом очелье.
Енисейск. Вторая половина XVIII века (после 1760 года).
Дерево, левкас, темпера; резаный перламутр, блестки, шитье.
70х60х2 см
ЕКМ КП 2578, Инв. №104
Чудотворные иконы Богоматери часто именуются по месту своего прославления или явления, но некоторые иконы именуются по тем дарам и чудесам, которые верующие получают от Пресвятой Богородицы по молитве к Ней – «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших», «Прибавление ума» и другие. К таким иконам относится и икона «Утоли моя печали».
Икона Божией Матери «Утоли моя печали» известна с XVII века, первоначально находилась в городе Шклове Могилевской губернии. Её список был привезён в Москву казаками при царе Алексее Михайловиче в церковь Святителя Николая, что на Пупышах в Замоскворечье. Позже икона была перенесена на храмовую колокольню и долгое время о ней никто не вспоминал.
Первое прославление ее произошло, по преданию, во второй половине XVIII века. Страдавшей расслаблением знатной женщине явился образ Богородицы, велевший привезти ее в церковь Святого Николая Чудотворца для молитвы перед иконой «Утоли моя печали». Когда больную привезли в храм, она долго не могла найти явившуюся ей в видении икону. После того, как священник попросил принести с колокольни образ Богородицы, больная сразу узнала его и, приложившись, получила исцеление. Этот случай положил начало почитанию иконы как чудотворной.
Большое количество чудес произошло во время чумы 1771 года. В церкви хранились записи о многих чудесах от этой иконы, но впоследствии пожаром все документальные свидетельства были уничтожены.
Икона из фондов Енисейского музея-заповедника храмовая, написана в традиционной иконографии. Богоматерь изображена обращенной в правую сторону, со склоненной главой. Одна рука приложена к виску, другой рукой она придерживает ножки Младенца Христа, сидящего свободно и откинувшись назад, по диагонали, будто в колыбели-люльке, с развернутым и поднятым вверх свитком в руках. Богородица облачена в мафорий светлого цвета, в чепец и тунику серо-голубого цвета. Христос одет в красный хитон и серовато-зеленого цвета гиматий. В руках Он держит развернутый свиток. Текст на свитке Христа нечитаем.
Обычно свиток содержит текст из книги пророка Захарии со словами, призванными утолить жестокость облеченных властью, славой или богатством, с призывом к христианским отношениям между людьми: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему…». Богоматерь приложила к своей склоненной голове руку, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях.
Колорит иконы с использованием локальных пятен красного и зеленого цветов в сочетании с фоном насыщенного бирюзово-синего цвета можно наблюдать в енисейских иконах XVIII века. Живопись личного сероватого оттенка с подрумянкой, а также особое написание глаз с описью нижнего века и красной точкой в слезнике тоже является особым признаком местной иконописи конца XVIII века. Светлый плат Богородицы с розовым исподом, который можно назвать неканоничным, встречается в иконах приенисейского письма, в том числе и в музейной коллекции – икона «Не рыдай мене, Мати» XVIII века.
На фоне справа вверху помещен текст молитвы Богоматери – тропарь 5-го гласа иконе «Утоли моя печали»: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли…».
Сохранилось очелье вокруг головы Богоматери. Оно имеет сетчатый орнамент, выполнено резаным перламутром по шелку, наклеенному на жесткую основу (возможно, картон). В ячейках орнамента пришиты блестки.
Празднование иконы «Утоли моя печали» 7 февраля (25 января по ст. стилю).