Богоматерь с Младенцем на престоле («Царица небесная»)
Енисейск. Середина — вторая половина XVIII в.
Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота. 122 × 109,7 × 3,5
ЕКМ КП 2579 Ж 105
Икона восходит к торжественному образу Богоматери на престоле, который сложился в греко-византийской иконописи, начиная с V в. Обычно Богоматерь представляли восседающей на престоле в строго фронтальной позе, держащей перед собой обеими руками медальон с изображением Спаса Эммануила.
На Руси образ тронной Богоматери появился в конце XI в. Такая икона была прислана из Константинополя в Успенский собор Киево-Печерской лавры как благословение Влахернской обители. С XVI века подобные изображения нередко помещались в иконостасе в качестве центрального образа пророческого чина. Композиция призвана была свидетельствовать об исполнении пророчеств о воплощении Предвечного Логоса — Премудрости Божией, избравшей Богоматерь своим сосудом, домом и троном.
Храмовая икона с изображением Богоматери, восседающей на облаках в окружении ангелов. В правой руке Она держит державу, в левой руке — скипетр, символы царской власти. Богоматерь облачена в красную тунику и верхнюю одежду (шубу) зеленого цвета, ворот которой оторочен коричневым мехом. Белый плат накинут поверх распущенных волос. На голове Богоматери корона, на груди — овальная панагия.
Христос показан сидящим на правом колене Богоматери в расслабленной позе. Локтем правой руки Он опирается на державу, в левой руке держит цветы. Младенец одет в хитон (нижняя одежда, подобие рубашки) светло-серого цвета и в гиматий (верхняя одежда, накидка) охристого цвета с красным отворотом.
Держава в правой руке Богоматери прозрачная, состоящая из двух вложенных друг в друга сфер. Во внутренней сфере изображен пейзаж с закатным небом и небольшими зелеными холмами. Цвет неба решен растяжкой от розового через голубой к насыщенно-синему цвету. В левой руке Богородица держит длинный скипетр, увенчанный звездой.
На фоне слева и справа от Богоматери изображены ангельские головки с крыльями, по три с каждой стороны. Такие же головки изображены в облаках слева, справа и у Ее ног.
Нимбы Богородицы и Христа позолочены, оконтурены красной линией. Письмо ликов сплавленное, в серовато-розоватой гамме. В светах на красных драпировках иконописцем использовано золотопробельное письмо. Фон светлый, серовато-желтоватый, облака серо-голубые.
Икона написана темперой по левкасу, лицевая сторона доски проклеена паволокой. Деревянный щит состоит из 6 досок, имеет дугообразное завершение и две врезные встречные шпонки. Вероятно, икона находилась в центре пророческого чина иконостаса храма. Надпись по фону выполнена красной краской: МР ДY ИIС ХС. Иконография иконы напоминает образы Господа Вседержителя, восседающего на облаках, местного енисейского письма. Икона из Свято-Троицкой церкви села Казачинского демонстрирует этот же иконографический извод. Иисус Христос в образе Великого Архиерея изображен сидящим на облаках. Он облачен в хитон красного цвета, расшитый по подолу и по вороту золотом, и в шубу, крытую бархатом, где воротник шубы подбит мехом. Посадка фигуры, характер облачений, то, как написаны облака, во многом перекликаются с иконой Богородицы на престоле, с одним лишь исключением — Богородица держит державу в правой руке, а скипетр — в левой. На иконе Спас на престоле из Спасо-Преображенского собора города Уяра изображена та же иконография, одежды и поза фигуры совпадают. Прозрачная держава в руках Спасителя так же, как и в руках Богоматери, изображена в виде двух сфер, внешней и внутренней. Во внутренней сфере помещен пейзаж с деревьями на фоне рассветного зарева. Навершие державы в виде звезды также схоже по рисунку, как и форма скипетра. К признакам местного енисейского письма также можно отнести сдержанный колорит иконы. Использование холодного красного оттенка как цветового акцента в композиции в сочетании с зеленым в одеждах. В личном письме применение темно-коричневого цвета санкири в качестве основы под лик и серовато-коричневого тона ликов с подрумянкой. В сочетании с губами алого цвета и контрастными белками глаз, что является характерным для енисейской иконописи XVIII в.