Спас Нерукотворный
Енисейск. Середина – вторая половина XVIII в.
Дерево, левкас, темпера
Успенский собор г. Енисейска. Инв. №306 (146)
Спас Нерукотворный является самым древним и одним из наиболее почитаемых образов в православной культуре. По восточному преданию Христос благоволил изобразить чудесным образом свой лик на плате и послал этот Нерукотворный образ к Эдесскому царю Авгарю для исцеления его от болезни. Авгарь богато украсил святой образ и поставил его в каменной нише над вратами Эдессы, чтобы всякий входящий в город мог поклониться ему.
В Сибири первые изображения Нерукотворного образа встречаются со времен ее освоения. Традиционно образ размещали на хоругвях и стягах, уповая на защиту Господа от врагов во время военных походов. Нерукотворный образ пользовался в казачьей среде необыкновенно большим почитанием, многие деревянные храмы в Сибири в XVII веке освящали в Его честь1. В 1641 году в Енисейске был основан монастырь Всемилостивого Спаса. В связи с интенсивным строительством новых церквей возрастал спрос на иконы этого образа.
Для Енисейска образ Спаса Нерукотворного был одной из самых значимых икон на протяжении всей истории города. Сохранились материалы, по которым можно представить, как в 1641 году выглядел вход в Енисейский острог: «Въ башнѣ над острожными воротами стоялъ Нерукотворенный образъ Iисуса Христа, а на другой сторонѣ Знаменія». Традиция размещать образ Спаса Нерукотворного над городскими воротами была устойчива по всей Руси. Почитание этих двух образов в Енисейске было столь высоко, что некто Шпилькин просил разрешения на строительство храма Нерукотворного Спаса и Знамения Божией Матери2.
Образ Спаса Нерукотворного чаще всего размещался в местном ряду иконостаса. Иконы Спаса в том числе писали в Спасо-Преображенском мужском монастыре.
Представленная икона храмовая, написана в традиционной иконографии. Композиция иконы зеркальна. Лик Спасителя изображен на белом (светло-сером) плате, который по углам поддерживают два стоящих ангела. Плат собран в складки, выполненные серым цветом в верхней части, и имеет красную кайму по нижнему краю.
Лик Христа написан в сплавленной манере, в качестве основы под лик использован темно-коричневого цвета санкирь, карнация лика темная, серовато-охристая, губы написаны киноварью. Черты лика примитивные, сложно назвать их утонченными или изящными, скорее в лике прослеживаются простонародные черты. Волосы разделены на пробор, ниспадают разделяющимися по две вьющимися прядями. Борода короткая, на конце разделенная надвое.
Нимб крещатый, с буквенным обозначением ѾƟΝ (Сущий), позолочен и обведен белой и красной линиями.
Ангелы, придерживающие плат, изображены стоящими в небольшом наклоне к лику Спасителя. Одеты в зеленовато-голубые, розовые и красные одежды. Личное письмо повторяет центральный лик.
На плате, под изображением Лика, надпись киноварью: «НЕРУКОТвРеНЫЙ ОБРАЗ ГОСПОДА НАШЕГо IИСУСА ХРИСТА».
Общий цветовой строй и строгий провинциальный характер письма сближает образ с иконой «Успения Богородицы», расположенной в том же храме на противоположной стене, а также с образом «Святителя Николая Чудотворца» первой половины XVIII века из коллекции Красноярского краевого краеведческого музея, поступившим из с. Маковского Енисейского уезда.
Характер надписей, выполненных киноварью, с хорошим чувством ритма, дает нам основание предполагать, что вышеперечисленные иконы были выполнены в одной иконописной мастерской. То же можно сказать и о колорите иконы: темные лики, зеленовато-голубой фон, умело расставленные цветовые акценты в красных одеждах ангелов, в цвете губ Спасителя, красная полоса каймы по краю плата. Икону можно считать одним из характерных образцов местной приенисейской иконописи XVIII века.
1 — Спас Нерукотворный в русской иконе /Авт.-сост. А.М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.Н. Чугреева. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2008. – С. 142
2 — Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, 1594 – 1893 год/А.И. Кытманов; отв. ред. Л.П. Бердников; авт. предисл. В.Г. Дацышен. – Красноярск: СФУ, 2016. – С. 34