Богоявление
Енисейск. 1800-е гг.
Дерево, темпера, масло
41,4 х 33,1 х 3,2 (овал)
Главный иконостас Успенской церкви г. Енисейска.
Образ Крещение (Богоявление) в храме обычно располагается в праздничном ряде иконостаса.
В традиционной иконографии Спаситель представлен обнаженным, с повязкой на чреслах, по пояс или по щиколотку в воде. Сверху на Него спускается Святой Дух в виде белого голубя. Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана, в одной руке он держит четырехконечный крест на высоком древке, другой возливает воду на главу Спасителя. Христос, стоящий в Иордане, помещается в геометрическом и композиционном центре иконы. На противоположном берегу изображены благоговейно склонившиеся ангелы, подающие одежды Христу. Белый цвет одежд Господа знаменует нетварный Божественный Свет, имеет эсхатологическую направленность. Это цвет одежд Христа, преображенного на горе Фавор. Восседающий на престоле Христос Ветхий деньми, в видении пророка Даниила, также имел белое как снег одеяние.
Икона Богоявления из главного иконостаса Успенского собора г. Енисейска написана в живоподобной манере маслом на доске овальной формы, располагается справа от Тайной вечери. Сюжет Богоявления представлен в традиционной иконографии – это четырехфигурная композиция, вписанная в пейзаж. Христос слегка смещен от центральной оси, показан в повороте вправо с небольшим наклоном торса к Иоанну Предтече. Кроме повязки, тело Христа прикрыто тканевой драпировкой.
Слева показаны два ангела, один стоящий, второй сидящий, которые держат светлые одежды Спасителя. Справа от Христа стоит Иоанн Предтеча, который крестит его водой, льющейся из ладони воздетой правой руки. Крест на высоком древке расположен у левой руки Иоанна. Вверху композиции, над дугой из облаков, изображен символ Святого Духа – парящий голубь. От него исходит лучистое сияние, фон для голубя выбран яркого желто-розового оттенка.
Нимбы Христа и ангелов также выполнены в виде лучистого сияния, тогда как нимб Иоанна описан тонкой белой линией и имеет более традиционную круглую форму. Возможно, иконописец таким образом разделяет персонажей, на принадлежащих к Божественному миру и миру земному.
Живопись тональная, выполнена мазком по форме, ориентирована на западные образцы. Несмотря на нарушения пропорций и простоватость в ликах ангелов – в этом сказывается провинциальность енисейских мастеров. Острые очертания крыльев ангелов характерны для икон приенисейского региона начала XIX в. Тем не менее, персонажи гармонично расположены в пространстве, композиция уравновешена. Как отмечает доктор искусствоведения Н.Н. Исаева, икону можно отнести к лучшим иконам праздничного чина в Успенском иконостасе.