Сорок святых мучеников Севастийских
Енисейск (?). Вторая половина XIX века.
Дерево, левкас, болюсный грунт, темпера (?), масло
40,5х35,8х2 см
Успенский собор г. Енисейска. Инв. №42
В истории христианской Церкви сохранилось немало историй мученичества за веру Христову. В 313 году, при императоре Константине, был подписан Миланский эдикт о свободе вероисповедания. В то же время его соправитель Ликиний был язычником и в своей части империи хотел искоренить христианство. Готовясь к войне с Константином, он решил прежде всего освободить свое войско от христиан. Тогда в городе Севастии (Армения) стояло войско, в котором находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии. Военачальник, ревностный язычник Агриколай принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались это сделать и были заключены в темницу. Несмотря на угрозы и увещевания, воины сохранили верность Христу. Тогда их раздели и поставили под стражей на льду Севастийского озера. Страшная стужа сковала тела святых мучеников, они начали замерзать. Чтобы сломить их волю, на берегу растопили баню. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и молясь Богу. Под утро один из воинов не выдержал и бросился в баню, но как только переступил ее порог, упал замертво.
Вскоре неожиданно стало светло и тепло, лед на озере растаял, и вода стала теплой. После этого тюремный сторож Аглаий увидел, как над головами мучеников, оставшихся в озере, заблистал неземной свет, появились сияющие венцы. Он был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Наутро истязатели с удивлением увидели, что воины живы. Тогда их вывели из озера и перебили им ноги, затем тела мучеников были сожжены на костре, а их останки брошены в озеро. Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Епископ Петр собрал их кости и с почестями похоронил.
Память сорока Севастийских мучеников совершается 22 марта (9 марта по ст.ст.). По народному календарю в этот день «зима кончается – весна начинается, день с ночью равняется». В этот день пекли «жаворонков» (сорок) – они символизируют летящие к Богу души мучеников.
На иконе на фоне пейзажа изображены сорок обнаженных по пояс святых, стоящих в воде. На мучениках белые опоясья, руки их сложены на груди крестообразно или в молитвенном жесте, глаза некоторых из них подняты в молитве к небу. Над головами святых мучеников надписания их имен. Выше, на фоне облаков, над мучениками помещены сияющие венцы. Фон представляет собой невысокий берег с холмами, около трети фона занимает изображение неба. На нижнем поле крупная надпись, выполненная бордовой краской «СОРОК СВ. МУЧ. СЕВАСТИЙСКИХ».
Лики мучеников округлые, с полными щеками, курносым носом, двойной описью век. Напоминают лики, которые часто встречаются на енисейских иконах, так же, как и красноватый тонкий глинистый (болюсный) грунт в утратах красочного слоя, повсеместно присутствующий в енисейских иконах, написанных маслом.
Основа иконы состоит из цельной доски хвойной породы (возможно, сосна). Поверхность доски обработана гладко, окрашена темно-коричневой морилкой. На обороте дарственная надпись желтоватой масляной краской: «Икона сорока Севистийских Мучеников пренесена в дар Успенскому собору Герасимовым Николаем Яковл. 11 января 2007 г.»
Икона находится под несколькими слоями записи, в настоящее время в процессе реставрации.