Икона Богоматери «Казанская» с Прокопием Устюжским в клейме
Дерево, грунт (масляный), масло, 88х72,5х3 см
Енисейск. Первая половина – середина XIX в.
ЕКМ КП 2585 Ж 109
Номер в Госкаталоге: 3571592
Казанская икона Богородицы – одна из самых почитаемых и воспроизводимых в Русской церкви икон. Она была обретена после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города. Десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В указанном месте, где была печь, на глубине около метра, Матрона нашла икону. Образ, ничуть не пострадавший от огня, был передан в Никольскую церковь, а на месте его обретения по указу Ивана Грозного был возведен Богородицкий Девичий монастырь. Первой монахиней монастыря стала Матрона, принявшая имя Мавры. Чуть позже на этом месте был построен собор, главной святыней которого стала Казанская Божья Матерь.
Праздник в честь явления Казанской иконы Богородицы празднуется 21 (8) июля и в память избавления России от поляков в 1612 году – 4 ноября (22 октября).
В Сибири икона Богоматери «Казанская» была широко известна и почитаема, с ней было связано чудесное событие, которое произошло в городе Тобольске (центре Сибирской епархии) в 1661 году. Повесть о явлении Казанской иконы Богородицы в Тобольске – один из памятников агиографической литературы XVII века. В повести описываются несчастья и природные катаклизмы, проливные дожди и падеж скота, произошедшие в Тобольске из-за ненадлежащего обхождения с иконой, которая была заброшена и забыта в чулане. После обретения иконы, постройки для нее за три дня часовни, крестного хода и соборной молитвы горожан «дожди прекратились, хлеба и овощи выправились». Казанская икона Божией матери повсеместно почиталась, ее списки находились практически в каждом сибирском храме.
Икона храмовая, написана в традиционной иконографии – поясное изображение Богоматери в повороте вправо, голова слегка наклонена вперед. Богоматерь одета в мафорий красного цвета с серовато-желтой каймой, с серо-зеленым исподом, чепец под мафорием белый. Христос показан у левого плеча Богоматери прямолично, его фигура срезана по бедрам. Младенец Христос облачен в светлый хитон и красный гиматий. Правая рука отведена в сторону с благословляющим жестом. Фон коричневый, вокруг голов вместо нимбов лучистое сияние. Письмо гладкое, с растушевками по красному грунту, с применением свето-теневой моделировки ликов.
Характер изображения Младенца Христа на иконе перекликается с многими образами Христа на иконах Богоматери «Казанская» местного письма. Богомладенец одет в хитон белого цвета и красный гиматий. Одежды такого же цвета можно видеть на Казанской иконе из фондов Енисейского музея-заповедника и на иконе из Спасо-Преображенского храма Уяра. Покрой хитона в указанных иконах совпадает: ворот имеет характерно заложенные складки, широкий рукав, обнажает часть руки и концентрирует внимание на благословляющем жесте Христа. Пальцы правой руки, как правило, изображаются преувеличенно большими.
На левом поле иконы находится овальное клеймо с изображением святого праведного Прокопия Устюжского чудотворца. Такое расположение святых в овальных клеймах довольно часто встречается в памятниках енисейской иконописи. Четыре изображения святых мы можем видеть в Казанской иконе из с. Казачинского. Предстоящий святой мог быть небесным покровителем заказчика иконы.
Из жития святого мы узнаем, что он был иностранным купцом, принял православие и оставил торговлю. Его привлекала жизнь православных иноков, Прокопий раздал имение бедным, поселился на некоторое время в Хутынской обители (в 10 верстах от Новгорода), но вскоре удалился в Великий Устюг и там вступил на путь юродства. Он стал проводить ночи в молитве, а днем ходил по городу, испытывая насмешки и побои местных жителей. В сказаниях Северной Двины праведный Прокопий молился за неведомых плавающих, сидя на высоком берегу реки Сухоны. За великие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес.
Прокопий Устюжский был особенно почитаем в Енисейске. «Для XVII века следует считать установленным факт преимущественного заселения Сибири северно-русским населением. Наиболее значительный поток переселенцев шел из Центрального Поморья (Устюжский, Важский уезды). В Иркутске особо почитались устюжские святые Иоанн и Прокопий, в честь которых была построена Чудотворская (Прокопьевская) церковь»1. По сообщению Кривошапкина М.Ф., во многих церквях Енисейска находились иконы с надписями, свидетельствующими об их устюжском происхождении. А один из пяти городских крестных ходов был посвящен Великоустюжскому чудотворцу Прокопию2.
1 — Т. Крючкова. Истоки иркутской иконописи. https://harlamp.ru/2018/03/23/istoki-irkutskoj-ikonopisi/ Дата обращения: 09.03.2023
2 — Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. Том.1 — СПб.,1865. — С.216