Чудо Георгия о змие
Енисейск. Конец XIX в.
Дерево, масляный грунт, масло, золочение (?)
Успенский собор г. Енисейска
Святой великомученик Георгий Победоносец родился в Каппадокии (область в Малой Азии) и вырос в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, мужественный и храбрый в сражениях, он был замечен императором Диоклитианом (284–305) и принят в его стражу со званием комита старшим военачальником. Когда император-язычник усилил гонения на христиан, святой Георгий, узнав об этом, раздал нищим свое наследство и явился в Сенат. Мужественный воин открыто исповедал себя христианином.
Император, который уважал и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить себя, но принести по обычаю римлян жертву богам, на что последовал решительный отказ святого. Тогда, по приказу разгневанного императора, Георгия увели в темницу, толкая копьями, но смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались его тела и не причиняли ему боли. В темнице Георгий принял тяжелые пытки и мучения, затем ему отсекли голову.
Чудо Георгия о змие – это описанное в житии святого великомученика спасение им царевны от змея (дракона), которое было совершено им уже после смерти. Это событие получило отражение в иконографии святого, став самым узнаваемым его изображением.
В легендах о Георгии-змееборце рассказывается о том, что возле некоего языческого города было болото, в котором поселился змей-людоед. Ему отдавали на съедение юношей и девушек. Правил городом нечестивый, беспощадный и немилосердный к христианам царь. Он предложил по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею.
Девушка в слезах ожидала своей гибели. Святой великомученик Георгий пожелал спасти ее и избавить город от напасти. Он явился в виде простого воина. По молитве Георгия укрощенный змей сам падает к ногам святого, в некоторых иконах девица ведет змия на поводке (в поводок превращен ее пояс) к городу. Увидев это, все горожане во главе с правителем готовы были выслушать проповедь святого и принять христианство.
Сюжет «Чудо Георгия о змие» символизирует победу христианства над язычеством, поэтому воин изображается с крестом на вершине копья, которым он поражает дракона. В правой или левой части иконы могут изображаться царевна и городские стены или башни.
На Руси культ святого Георгия распространился в XI веке при Ярославе Мудром. В народном почитании акцент делается на Георгии как олицетворении животворящей весны, покровителе скотоводства и сельского хозяйства.
Память Святого великомученика Георгия совершается 6 мая.
Икона храмовая, написана в традиционной иконографии. В центре композиции – Святой великомученик Георгий Победоносец, восседающий на белом коне и повергающий копьем змия. Святой изображен в золотых доспехах римских воинов: в кирасе, черных сапожках с подвязками, золотом шлеме с камнями и перьями. За спиной Георгия развевается красный плащ. Скачущий конь украшен золотой уздечкой и подпругой с кистями.
В правом верхнем углу помещено изображение Спасителя, восседающего на облаках и благословляющего святого Георгия. Вокруг Христа божественное сияние, на желтом фоне оно показано расходящимися светлыми лучами. Нимбы Спасителя и Георгия позолочены.
На дальнем плане у правого края изображена молодая царевна, которую Георгий спасает от змия. Царевна одета в длинное платье и розовую мантию, на голове корона, ее руки сложены на груди. Фоном для сцены сражения служит пейзаж с горами и редкими невысокими деревьями. Позем светло-зеленого цвета с небольшими кустиками и травами переходит на горизонте в изображение светло-коричневых гор со снежными вершинами. Нижнюю часть изображения занимает поверженный змий черного цвета. Георгий пронзает змия в раскрытую пасть.
Икона написана в живописной манере с применением светотеневой моделировки, маслом, мазком по форме. Пространство организовано путем наложения планов: крупного переднего и дальнего. Иконописец знаком с принципами академического письма. В колорите доминируют яркие, открытые цвета. Цветовыми акцентами становятся белый конь, золотой доспех святого Георгия, красный плащ, змий и синее небо.
Надписание имени святого расположено вдоль верхней линии нимба: «С. велiкомученикъ Георгiй». Поля светло-охристые, отделены от изображения светлой линией, опушь светлая. Поля оформлены рисунком по сырому грунту волнистыми линиями. Этот прием часто использовался енисейскими иконописцами.
Образы святых воинов были почитаемы в казачьей среде наряду с другими христианскими мучениками из военного сословия (Дмитрий Солунский, Федор Стратилат, Федор Тирон, Иоанн Воин), которые, как покровители Христолюбивого воинства, воспринимались в качестве идеальных воинов. Иконы Георгия Победоносца, в том числе местного письма, были широко распространены в Сибири.
В Успенском соборе Енисейска хранится икона Огненного восхождения Илии пророка, которая по живописи, колориту и оформлению доски имеет общие черты с рассматриваемым образом. Иконы имеют одинаковый рисунок процарапанных полей в виде двух вертикальных волнистых линий. Вероятно, обе иконы были написаны в Енисейске одним мастером.