Живописные портреты в творчестве К.С. Голых и Ю.П. Взорова
На кисть художника я променял бы лиру,
Чтоб Вас запечатлеть, хотя б единый раз
И передать, как дар векам, потомству, миру —
Цвет Вашего лица, блеск тёмно-синих глаз.
Рюрик Ивнев «Портрет»
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Иначе говоря, портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация. В этом жанре, пожалуй, пробовали себя многие художники творческого объединения «Енисей», но сегодня мы постараемся рассмотреть работы Константина Семеновича Голых и Юрия Петровича Взорова.
К.С. Голых родился в г. Енисейске 1917 г. в семье рабочего. Учился в школе, затем успешно окончил художественное училище г. Иркутска. Следующий этапом его жизни была учеба в пехотном училище. С 22 июля 1941 года принимал участие в боях против немецких захватчиков. Дважды был ранен, контужен. После войны вернулся к мирному труду. Общий педагогический стаж 35 лет, из них 30 преподавал изобразительное искусство в Енисейском педучилище. Имел награды и медали за участие в боях «Красная Звезда» и «Отечественная война I степени», а так же «Отличник народного просвещения» и «Ветеран труда».
Константин Семенович много работал над своими художественными произведениями: многие зрители помнят его портреты учащихся и ветеранов войны, которые были переданы им самим в дар музею и по сей день хранятся в его фондах. Порой его работы выделялись масштабностью изображаемых на них людей и предметов. Велика заслуга К.С. Голых и в создании объединения художников. Именно он совместно с юристом А.И. Дарвиным заложил основу для создания объединения самодеятельных мастеров, которое получило уже в 60-е годы название «Енисей» и носит сейчас имя народного. Константин Семенович внес свой вклад в развитие культурной жизни Енисейска и Лесосибирска.
Ю.П. Взоров родился в селе Верхне- Подгородном (ныне Верхнепашино) в 1941 году. Отец, Петр Никандрович, уроженец с. Пировское, но свою жизнь связал с Верхнепашино, где судьба свела его с Поповой Анной Никоноровной. С началом войны отца забрали на фронт, когда Юрию Петровичу было шесть месяцев. Случилось это в ноябре, с войны отец не вернулся. Примерно в это же время Юрий Петрович со своей матерью перебрались в Енисейск, где она работала в детском доме и это помогало им выживать после войны. Пережил Взоров и голод 1947 года, проводя большую часть своего времени на улице, которая так его всегда привлекала (это был один из немногих способов забыться от преследующего чувства голода).
После школы Взоров учился в Железнодорожном училище Красноярска, следом была армия, после которой обучался в музыкальном училище в том же Красноярске. Его закончить не удалось, т.к. к этому времени был женат, а вскоре родился сын. Вскоре, работая в школе преподавателем музыки, рисования и физкультуры, Взоров поступил на заочное отделение в Народный университет им. Крупской в Москве. Он отсылал свои работы, рисуя по ночам и получая взамен наставления и рекомендации. В 1970 г. произошел своеобразный поворот в жизни Юрия Петровича, после чего он твердо знал, что дальнейший путь будет связан с творческой деятельностью, а именно – живописью.
По- настоящему к деятельности общества «Енисей» приобщился, работая в школе. Со временем у Взорова появилась возможность заложить отношения с его участниками. Среди всех по- своему интересной фигурой являлся Н.Ф. Дорогов. Благодаря Николаю Федоровичу, в 1972 г. произошла первая персональная выставка Взорова. Работ было немного — всего штуки четыре. Дорогов тогда, что называется, «протолкнул», придал уверенность. Одновременно эта выставка и для Взорова послужила началом творческого пути в составе объединения «Енисей». Портретная живопись Юрия Петровича выделялась особой многомерностью за счет широкого мазка, вместе с тем он всегда стремился добиваться фотографического сходства либо намеренно вносил некоторую небрежность в запечатленные им образы. Особой нитью через его творчество проходит карандашный портрет. Енисейскому зрителю памятна серия работ, посвященная ветеранам Великой Отечественной войны. Именно здесь чувствуется зрелый талант художника, в детстве пережившего лихолетье войны. Работы Юрия Петровича сегодня бережно хранятся в фондах музея, а так же в некоторых частных коллекциях.