Музыка во все времена сопровождала человека. При этом менялся её стиль, приходили и растворялись направления, на музыкальном олимпе менялись кумиры, шла эволюция того или иного музыкального оборудования. Фонды Енисейского музея располагают внушительной массой граммофонных и патефонных пластинок, а так же, несметной кипой пластинок, предназначенных для прослушивания на не так давно ушедших из нашей жизни проигрывателях.
В эпоху Российской империи любовь енисейцев к музыке была распространена довольно широко. Уже стали хрестоматийными рассказы о приобретении местными купцами фортепиано и создания небольших ансамблей при гимназиях. К середине XIX в. складывается общественная и культурная жизнь Енисейска.1 В «Очерках г. Енисейска и Енисейского уезда» можно встретить упоминание об Александре Барковой, которая привезла в город первый рояль.2 Распространение модных тенденций на живую музыку в провинции способствовало общему росту музыкальной культуры, что выразилось в проведении семейных вечеров под аккомпанемент фортепиано или скрипки.В 1858 г. в Енисейске появляется первое светское общественное учреждение — Благородное Собрание.3А в 1880 –м купец II гильдии В.М. Харченко строит для него специальное здание на «Горе» Успенской улицы. Это событие стало ещё одной своеобразной ступенью развития музыкальной культуры енисейцев. Посетителя Собрания ожидала довольно интересная программа, в состав которой входили балы, импровизированные оркестровые зарисовки, а так же выступления отдельных заезжих гастролёров. Интересны воспоминания Елпатьевского, характеризующие музыкальное наполнение маскарада: «В центре маленького оркестра сидит и играет на виолончели старик – еврей с длинною и волнистою, как рисуют Авраама, белою, как снег бородою. Рядом с ним вторая скрипка – его старший сын. Впереди оркестра играет первую скрипку и дирижирует его младший сын с бледным и чахоточным лицом. Он только что вернулся из петербургской консерватории, которую оставил по болезни, и привез с собой как новинку «Невозвратный вальс». 4
В целом, умеющих играть на различных инструментах было довольно много. При этом, самой доступной и, следовательно, распространенной среди музыкальных инструментов оставалась гитара.Не меньшую популярность получили хоры, организованные при православных храмах. Особым профессионализмом выделялся хор Богоявленского собора. Не менее выразительными коллективами являлись хоры образовательных учреждений города: мужской и женской гимназий. Разумеется, предпочтения жителей Енисейска имеют определенную дифференциацию, что связано с сословным делением. Однако, как раз в этом случае сословные грани довольно зыбки, так как народные мотивы были в почёте у всех социальных групп города. И только в конце XIXв. в эту многоликую музыкальную среду проникают граммофоны.
Российская дискография берёт своё начало в 1898 г. с каталога московской торговой фирмы Мюллера, в котором впервые указывались граммофонные пластинки, записанные на русском языке, хотя и эта дата, по мнению исследователей, не является твёрдой. «Первая попытка наладить выпуск отечественных граммофонных пластинок относится к 1901 г., когда по предложению профессора И. П. Рапгофа была создана чисто русская фирма по записи и производству пластинок. Необходимые денежные средства предоставили компаньоны П. Ф. Коровин и С. Н. Захаров, руководство всей технической частью было поручено инженеру-самоучке электротехнику В. И. Ребикову. И вот в Петербурге, на Фонтанке, появилось здание фабрики новоорганизованного «Товарищества В. И. Ребикова и К°». Около двух лет велась интенсивная подготовка к выпуску пластинок и граммофонов. Наконец, в начале 1903 г. поступили в продажу граммофоны конструкции В. И. Ребикова».5— констатирует исследователь этого вопроса А.И. Железный.
В Восточной Сибири появление пластинок состоялось, по некоторым данным, ещё позднее — лишь в 1911 г. Монополией на их производство, как и во многом на их распространение владели иностранные фирмы либо их русские филиалы. Русская же промышленность не могла наравне конкурировать с иностранными производителями, а если бы это и было возможно, то всё равно в одиночку она бы не смогла насытить данной продукцией потребительский рынок.Быть может, в этом кроется одна из причин, почему граммофоны и пластинки не сразу получили признание у местного общества. Это объясняется не только самобытностью енисейцев, но и крайней удалённостью от центра. Граммофоны долгое время оставались редкостью. Лишь постепенно в купеческой массе вырос интерес к данной продукции, особенно в молодёжной среде, наиболее подверженной влиянию всего нового. В тоже время, приобщение к прослушиванию граммофонных записей совпадает с общероссийскими тенденциями увлечения музыкальной техникой.
Необходимо сказать, что рождение «граммофонной культуры» в Енисейске было связано с дальнейшим обмирщением общественной и частной жизни енисейцев, с так сказать, некоторыми иллюзиями капиталистического образа поведения, проникшего в Енисейскую губернию, но принявшего здесь совершенно специфические черты… Наибольшее распространение в Енисейске граммофонов и пластинок к ним, судя по датам изготовления музейных реликвий, приходится на 1912 -1916 гг. Хотя вступление Российской империи в Первую Мировую войну в 1914 г. и перестройка экономики на военный лад способствовали сокращению производства товаров личного потребления. Как уверяет А.И. Железный: «Установлено, что первый граммофон был продан в России еще в 1895 году петербургским торговцем С. С. Гусевым. Однако первая публичная демонстрация новинки состоялась лишь спустя два года, когда в Петербурге, на Невском проспекте, в специальном ателье был выставлен образец одной из модификаций граммофона Эмиля Берлинера. Новинка сразу привлекла толпы любопытных. Техник без устали крутил ручку граммофона, и из продолговатого рупора лилась громкая музыка».6
Теперь непросто сказать, кто стал первым обладателем граммофона в Енисейске, но факт того, что постепенно он стал достоянием наиболее состоятельно части местного общества вполне реален, так как уже во второй половине XIX в. в магазине Л.Ф. Флеера можно было отыскать раздел с музыкальными инструментами, граммофонами и пластинками. Не всё ясно и с местами бытования граммофонов и пластинок к ним в нашем городе. Конечно, состоятельная часть городского купечества и мещанства могли себе позволить частное прослушивание на семейных вечерах дома, но не исключено, что граммофоны имелись и в собственности Благородного Собрания, появившегося в Енисейске благодаря усилиям и личным вложениям В.М. Харченко, а так же в некоторых образовательных учреждениях и обществах. Любопытно, но в 1899 г. типографией А.Е. Грязнова был напечатан «Устав Енисейского общества любителей музыки и литературы», объявившего своей целью «развитие и распространение музыки и литературы в городе Енисейске».7 При этом заслуживают отдельного рассмотрения источники поступления граммофонных пластинок на рынок города. Скорее всего, это были традиционные для того периода времени «товарные экспедиции» сухопутными путями, а с развитием пароходства — и водными.
Так что же предпочитали слушать енисейцы прошедшей эпохи? Первичный анализ того небольшого фонда дореволюционных пластинок, каким располагает Енисейский музей, показывает нам, что наиболее распространенными оказались пластинки с музыкой, имеющей народное происхождение, либо мелодии с фольклорными наложениями. Например, часто встречаемыми оказались диски фирмы «Пате» с народными напевами в исполнении Н.М. Плинер. Имеются в записях и традиционные длинные русские песни в исполнении хоров. Вообще же, стоит отметить, что хоровое пение имело особенную популярность у слушателей в рассматриваемый период времени. Продукция фирмы «Бекка-Гранд-Пластинка» например, содержит запись такой песни под названием «Волжская тройка» в исполнении «Русского Народного хора». Популярностью пользовались музыкальные пародии, имевшие крепкие традиции со времён шуточных народных представлений. Примером в этом отношении может служить пластинка фирмы «Пате» (Pathe) с записанной на ней музыкальной пародией «Она и я». О пластинках фирмы «Пате» в России стоит сказать особо, тем более, что в дореволюционной фонотеке музея преобладают как раз именно они. В музее экспонировалась такая пластинка. Это любопытный экспонат. Конверт из плотной бумаги с круглым вырезом по центру и надписями, сделанными большими чёрными буквами: «Диски Пате». Интерес вызывает и обратная сторона конверта с так называемым «Важным разъяснением» или просто правилами эксплуатации. По-своему примечательна и реклама, сделанная там же: «Пластинки Пате устраняют громадное неудобство и недостаток, а именно замену иголок, что необходимо при всех пластинках других систем».
Думается, что перед нами известный и наиболее простой рекламный ход, рассчитанный на непосвящённого в технические тонкости обывателя. Хотя сама история бытования пластинок «Пате» намного сложнее рекламного слогана. Железный А. И. пишет: «Свою первую попытку проникнуть на русский рынок французская компания «Братья Пате» предприняла еще в начале 1903 года. Обстановка была не очень благоприятной: в стране уже действовало несколько иностранных граммофонных фирм — «Граммофон», «ИнтернациональЗонофон», «Рихард Якоб», а также разворачивала свое производство русская фирма «Товарищество В. И. Ребиков и К0». Поэтому «Братья Пате» начали с малого: открыли в Москве склад, торговавший фонографическими валиками. Однако вскоре оказалось, что фоновалики с записями иностранных (в основном французских) исполнителей имеют весьма ограниченный спрос, поэтому фирма решила попробовать сделать записи русских артистов. Первыми были записаны О. И. Камионский, М. Я. Будкевич, Д. X. Южин, Т. А. Фингерт. Хотя это были певцы не первой величины, тем не менее опыт удался, валики «пошли», а пресса отметила отличное качество звучания «литых фонографических валиков «Пате»».8
Организовав производство и сбыт своих записей в европейской части России, «Пате» преодолели Урал. Быть может, это и явилось в дальнейшем дальновидным шагом, так как Первая Мировая война, принёсшая колоссальные убытки граммофонным компаниям, почти не затронула «Пате», успевших перенести продажу дисков в Сибирь. Немаловажным в деятельности фирмы был выбор репертуара. Диапазон её предпочтений солиден: от записей голосов известных исполнителей до малороссийских хоров. Важно, что репертуар постоянно обновлялся и ориентация шла преимущественно на русскоязычного слушателя. Многие годы репертуарной политикой фирмы руководил директор «Пате» в России Де Сартер. После октября 1917 г. фабрики «Пате» на Бахметьевке были национализированы. В 1919 г. здесь были изготовлены первые советские пластинки с записями речей В.И. Ленина и его соратников.
Кроме народных мелодий в дореволюционной медиотеке Енисейского музея встречаются и пластинки с инструментальной музыкой. Она представлена отрывками из классических опер отечественных и зарубежных композиторов, танцевальными оркестровками, а так же, военными маршами. Судя по их значительному количеству, можно выдвинуть предположение о их широком хождении в среде енисейских слушателей. Из экземпляров данного характера можно отметить «Плясовой Краковяк» в исполнении оркестра Александровского Военного училища под управлением В.Г. Брандта. Особое место в медиотеке енисейского слушателя занимала церковная музыка. Тот факт, что церковная музыка никуда не исчезает, а наоборот, включается в поток создаваемых граммофонных записей, остаётся русской чертой «граммофонной традиции». Один из ярких примеров в музейной коллекции — это «Рождество Твоё и Христос рождается» в исполнении духовного хора под управлением А.А. Архангельского. Примечательно, что композиция записана на продукции «Русского акционерного общества граммофонов».
Развившийся жанр русского романса так же не остался в стороне. Меломаны Енисейска того периода времени конечно не могли обойти стороной это направление. Поэтому в сегодняшней коллекции музея можно встретить пластинки с записями таких романсов, как «Объяснение в любви» и «Женщина». Композиции записаны на редко встречаемой в Восточной Сибири фирмы «Стелла Концерт Рекордс». Дело в том, что эти пластинки выпускались немецкой фирмой «ШальплаттенФартрибГмбХ», правление и фабрика которой находились в Берлине. Вторая фабрика, предназначенная только для прессовки пластинок русского репертуара, была создана в Варшаве.Записи русскоязычных исполнителей фирма начала делать довольно поздно — в 1913 г., хотя ещё раньше, практически подпольно, фирма печатала пластинки с русских матриц, приобретённых у «Омокорда» и «Анкер Реккорд».С началом мировой войны фирма полностью прекратила свои операции в России. Поэтому имеющийся экземпляр в коллекции Енисейского музея можно считать большой удачей.
Подводя итог краткого анализа коллекции дореволюционной фонотеки Енисейского музея, заметим, что она наглядно демонстрирует музыкальные предпочтения енисейцев конца XIX – начала ХХ вв. Предпочтения эти, как и сегодня, весьма разнообразны и, при всей субъективности вопроса, помогают определить уровень музыкальной культуры определенных слоёв енисейского общества. Кроме того, сама музыкальная культура стала одной из приметных черт становления капиталистического уклада в Енисейской губернии.
Научный сотрудник фондов ЕКМ
Ромашков Ю.В.