Все мы знаем, что Енисейский краеведческий музей является одним из старейших музеев Сибири. А его фондохранилища таят в себе массу интереснейших коллекций.
Сегодня мы познакомим вас с небольшой частью этнографической коллекции, которая рассказывает о коренных народах Сибири.
Данная коллекция начала формироваться с первых лет существования музея. В её состав входят одежда, обувь, орудия охоты и рыболовства, предметы культа: принадлежности камлания, различной формы шаманские подвески.
Кеты – одна из самых малочисленных сибирских народностей и представляют собой интереснейшую этнографическую группу и издавна привлекают внимание ученых.
Основу хозяйства кетов составляла охота и рыболовство. Интересен факт, что кетские лук и стрелы для охоты на зверей и птиц славились на енисейском Севере и были предметом обмена. Стрелы различались формой наконечников и материалом (железо, рог, дерево) в зависимости от назначения. Отправляясь на промысел охотник брал с собой и копье, которое называется пальма — сибирское древковое оружие, представляет собой однолезвийный ножевидный наконечник с хвостовиком, закреплённый на длинном древке. Охота давала мясо и шкуры. Из мясной пищи употребляли медвежатину, оленину и лосятину, мясо зайца, белки, бурундука и колонка, боровой и водоплавающей дичи.
Из рыбы приготавливали рыбий жир, порсу (размельченная в порошок сухая рыба, ее делали из мелкой рыбы), юколу (вяленая рыба). Готовый продукт помещали в мешки из рыбьих шкур. Из муки делали большие лепешки, которые пекли в сводчатых глинобитных печах. Много употребляли чая и табака.
Река у кетов считалась женским существом и представлялась матерью своих притоков. При начале ледохода к реке обращались с просьбой быстрее освободиться от льда. Ее кормили, бросали в воду часть пищи. Прежде чем пройти порог на реке, кеты останавливались, разводили костер, варили пищу. Перед спуском лодки на воду омывали лицо. Перед началом промысловых сезонов и после их окончания кеты собирались на священных местах. Такие места всегда располагались на берегу реки или озера. Характерным лишь для кетов средством передвижения и жилья были лодки-илимки. Весной на них выплывали с притоков на Енисей и жили все лето вплоть до момента возвращения на зимние стойбища. Илимки были длиной до 15 метров и имели крытые берестой каюты, в задней части которых хранились хозяйственные предметы, а в передней располагались люди.
Традиционным жилищем кетов являлся чум. Конический чум в четыре-пять метров диаметром в основании. Высота чума достигала около двух с половиной — трех метров. Вход в чум ориентировали на запад или в сторону реки, если устанавливали его на берегу. Делился чум на жилую и хозяйственную часть. Постельные принадлежности состояли из меховой подстилки (оленья шкура) и такого же «одеяла», сшитого наподобие мешка.
Основу религии кетов составляло олицетворение в различных образах явлений природы и состояний человека. Кеты верили, что среди людей находятся хранители семьи и сородичей – «старухи» (алэл), заместили умерших (фигурки, изображения усопших людей, в которых, как считалось, находилась одна из душ покойного, обычно возрождающаяся после смерти), а также многочисленные хозяева мест и промысловых объектов.
В экспозиции музея представлены деревянные идолы, которым поклонялись кето, атрибуты шамана. Шаманы выступали как посредники между людьми и сверхъестественными существами. Он же был главным действующим лицом в общественной и семейной жизни кетов: решал споры, был сватом. В своих песнях шаманы чаще всего обращались к верховьям Енисея, поскольку верили, что именно там живут добрые духи.
Богатый интересный материал для изучения быта, культуры, религии кетов, эвенков и других народностей севера Красноярского края содержит этнографическая коллекция Енисейского краеведческого музея.
Перед нами — не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени, свидетели другой эпохи.